pic

Конкурс проводится Министерством образования Республики Беларусь. Проходит один раз в три года с 1991 года.

Цели и задачи

Главные цели конкурса – выявить, обобщить и распространить опыт работы лучших педагогов страны. Его задачи – повышение качества образования, развитие творческих инициатив учителей по реализации образовательных программ основного и специального образования, рост профессионального мастерства педагогов, поддержка экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, повышение престижа профессии, публичное признание вклада учителей в развитие системы образования, привлечение внимания общества к тенденциям развития передовой педагогической практики. 

Участники

В конкурсе принимают участие все педагогические работники независимо от квалификационной категории, реализующие учебные программы в сфере образования – от дошкольного и общего среднего до профессионально-технического образования. Квалификационная категория, стаж работы и участие в предыдущих конкурсах значения не имеют. 

Порядок проведения

Конкурс проводится в четыре этапа: в учреждениях образования, районный (городской), областной (минский городской), заключительный. Для подготовки и проведения каждого из них создаются огркомитеты, возглавляемые председателями. Состав оргкомитета заключительного этапа назначается Министерством образования. 

В состав оргкомитетов могут входить представители отделов  (управлений)  образования,  спорта и туризма райисполкомов (горисполкомов), местных администраций районов в городах, управлений образования облисполкомов, комитета по образованию Минского горисполкома, Министерства образования, СМИ, опытные педагогические работники, деятели науки и культуры, представители заинтересованных организаций и другие. 

Участники на всех этапах претендуют на победу в следующих номинациях: «Физика, астрономия, математика, информатика», «Иностранный язык», «Русский язык и литература, белорусский язык и литература», «Начальные классы», «Музыка, изобразительное искусство, искусство (отечественная и мировая художественная культура), трудовое обучение, черчение, физическая культура и здоровье, допризывная подготовка», «История, обществоведение, география», «Химия, биология», «Воспитатель дошкольного образования».

Для определения победителей и лауреатов на всех этапах проведения конкурса оргкомитеты создают жюри в рамках каждой номинации. Жюри заключительного этапа состоит из председателей  жюри  всех  номинаций, педагогических  работников,  ученых,  представителей СМИ, общественных объединений и других организаций.

Жюри оценивает конкурсные мероприятия, такие как представление портфолио участника, его проектов и исследований, эссе на педагогическую тему, открытые уроки и внеклассные мероприятия, и определяет победителей и лауреатов на каждом этапе конкурса (на уровне учреждения образования, района/города, области/Минска). 

Финал конкурса состоит из двух туров – финала и суперфинала, в которых проводятся различные конкурсные мероприятия. Победители и лауреаты (по два в каждой номинации) по итогам финала конкурса участвуют в суперфинале. Жюри заключительного этапа определяет победителя конкурса по результатам суперфинала. 

Что оценивает жюри

В суперфинале конкурса жюри оценивает, насколько успешно участники проводят конкурсные мероприятия: мини-урок (мини-занятие), публичное выступление, пресс-конференцию или другое мероприятие, установленное оргкомитетом заключительного этапа. 

Награды

Победителю суперфинала в День учителя вручаются символ конкурса «Хрустальный журавль», диплом победителя конкурса, денежное вознаграждение в размере до 40 базовых величин, а также ценный приз Президента Республики Беларусь стоимостью до 1400 базовых величин.