Татьяна Юрьевна СИНЮГИНА

заместитель Министра просвещения Российской Федерации

Какие инструменты повышения профессионального мастерства педагогов существуют и формируются сегодня на федеральном уровне? Прежде всего, это национальная система учительского роста (НСУР). Введение НСУР обусловлено задачей повышения социального статуса педагогов и их профессиональной квалификации. По сути, НСУР – системная модель поддержки учителей, предусматривающая работу по непрерывному развитию их профессионального мастерства, обновлению содержания программ повышения квалификации, введению усовершенствованной модели аттестации. Одна из ее главных целей – введение для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтвержденными аттестацией.

Именно поэтому сегодня в пилотных регионах идет апробация новой модели аттестации, которая позволит унифицировать подходы к оценке качества профессиональной деятельности учителей. Важно, что новая форма аттестации будет установлена на основе единых федеральных оценочных материалов и без преувеличения станет настоящим стимулом для профессионального роста, упростит процедуру аттестации на рабочем месте, чтобы учителя и воспитатели могли проходить ее без всяких дополнительных препятствий и необходимости собирать портфолио и массу других документов. 

К инструментам профессионального развития учительства я бы отнесла ту работу, которая сегодня ведется по разработке профстандарта «Учитель» и профстандарта «Воспитатель».

В основу профессионального стандарта «Учитель» положен уровневый подход к квалификации учителей, и, помимо классификации по горизонтали (первая и высшая квалификационные категории), там будет прописана и классификация по вертикали, то есть появятся новые должности: «старший учитель» и «ведущий учитель». Обычный учитель – это тот, кто качественно обучает по основной образовательной программе.

Старший учитель разрабатывает индивидуальные, вариативные и коррекционные программы. Ведущий учитель выступает в роли наставника, объединителя, координирующего работу педагогов, психологов, дефектологов. 

Безусловно, важную роль в непрерывном развитии профессионального мастерства педагогов играют такие конкурсы, как «Учитель года», «Воспитатель года», «Педагог-психолог», «Учитель-дефектолог», «Сердце отдаю детям» и другие конкурсы, которые утверждают приоритеты образования в обществе. Из их победителей впоследствии формируются общественные совещательные органы. В будущем мы планируем расширить перечень конкурсных мероприятий, в том числе для руководителей общеобразовательных организаций появится конкурс «Директор года России».

В декабре 2018 года был создан Всероссийский совет руководителей общеобразовательных организаций при Минпросвещения России. Создавая такой Совет, мы закладывали сразу несколько целей, среди которых трансляция лучших управленческих практик, пропагандирующих инновационные идеи и достижения в развитии образования страны, и подготовка по ним соответствующих рекомендаций. По большому счету работа этого совещательного органа также запускает механизмы профессионального развития.

Что мы ожидаем по итогам этой объемной и важной работы, которую в том числе усилит реализация федеральных проектов нацпроекта «Образование»? В каждом субъекте Российской Федерации будут созданы центры непрерывного повышения профессионального мастерства, что сделает систему повышения квалификации более эффективной и гибкой, отвечающей запросам учителей. Обновление профессиональных стандартов обеспечит новые форматы карьерного роста. Педагогические работники получат новые возможности для самореализации в связи с участием в работе профессиональных сообществ и реализацией программ профессионального развития.

Благодаря обновлению материально-технической базы будут созданы условия для педагогического творчества и инноваций в образовании. А повышение качества профессиональных конкурсов и образовательных проектов позволит привлекать в профессию лучших выпускников колледжей и вузов.